вторник, 21 апреля 2009 г.

Stop Making Sense, или Нерадиоголовы

Доктор Ник просил писать в блоги почаще, и я, погрязший в собственном безволии, могу лишь слушать и повиноваться. Речь пойдёт о славной команде Talking Heads и одном из лучших виденных мною концертных фильмов - если уж и не по песням, то по подходу к документации такого события - точно.


Дэвид Бёрн выходит на сцену с гитарой и магнитофоном. Поначалу может показаться, что он вышел подбирать аккорды к "Звезде по имени Солнце", но нет - он хочет поставить нам другую кассету, которая, как становится вскоре ясно, активизирует партию драм-машины на пульте звукорежиссёра, и поёт "Psycho Killer". Песня, звучающая поначалу как удачная попытка вписаться в общее русло музыки клуба CBGB, где Talking Heads начинали свою карьеру (там параллельно с ними играли, скажем, Ramones), очень скоро выдаёт в авторе прокравшегося не на свою вечеринку умника, произносящего целые пассажи на французском языке, а в перерывах между пением пародирующего спотыкающегося Бельмондо из "Без дыхания" Годара.

Во втором номере Бёрн с присоединившейся басисткой (да ещё и блондинкой) гадает, какими бы были вечеринки в раю, пока на сцену выкатывают барабанную установку.

К четвёртой песне группа предстаёт в оригинальном составе, чтобы поразмыслить на тему того, как сочинение и постановка ситкомов, вместо бездумного их просмотра, способна сохранить отношения в семье. И так далее - страстные объятия с торшером, огромный костюм, гимнастика и бег по кругу под песню о гражданской войне, которая, как верно замечает певец, тебе не диско, и не парти, тут шутки плохи.

И всё это - с замечательной картинкой, выдержанным в чёрно-белой палитре освещением и внешним видом (шутка ли - даже микрофоны не поленились покрасить в чёрный цвет), и необыкновенно чистым звуком, позволяющим вслушиваться в ньюансы звучания группы, а не её оголтелых поклонников.
Пусть режиссёр этого чуда так утомился от насыщенного африканской полиритмией звучания группы, что следом за этим, в качестве отдыха, снял "Молчание ягнят", весь дизайн - во многом заслуга самого Дэвида Бёрна, до вступления на музыкантский путь собиравшегося стать дизайнером.

Единственная моя претензия к Stop Making Sense - концентрация на более популярной стороне дискографии, и пусть многие номера - это поп-музыка, о которой можно лишь мечтать в нашем несовершенном мире, всё же некоторые лучшие страницы творчества группы остались за пределами этого сет-листа. Но ничего - невероятно энергичное и доброе звучание этого концерта, в котором радость музыкантов быстро передаётся слушателю, совершенно замечательно компенсирует другое видео коллектива - Live In Rome.

Присоединившийся к группе на том выступлении Адриан Белю, будущий участник реинкарнации King Crimson, творит с гитарой настоящие чудеса, оправдывая присвоенное ему Френком Заппой звание "гитариста-трюкача", а сами Бёрн сотоварищи выдают куда более экспериментальное выступление. И пусть звук и картинка не идут ни в какое сравнение с официальным видео, уровень увлеченности музыкантов своим делом зашкаливает за все разумные пределы, результатом чего становится ещё один незабываемый концерт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий