пятница, 17 апреля 2009 г.

Мурзилка

Изначально здесь должен был быть отчёт о всех прочитанных или просмотренных за последнее время комиксах, но пока, поскольку мой французский не позволяет мне за один присест написать "Войну и мир", ограничимся одним.

Sandman (1989-1996, Vertigo)
"Спят усталые игрушки, книжки спят"
Комикс про повелителя снов, поднимающий многие серьёзные вопросы. Снятся ли городам сны? Что с нами будет, если город пробудится?! Снятся ли кошкам сны? Были ли кошки нашими повелителями, но способность мечтать помогла свергнуть пушистых тиранов? Сколько Бесконечных нужно, чтобы вкрутить лампочку? Кто такие Бесконечные?
Бесконечные - это чудаковатая родня Сна - очаровашка Смерть, слепая зануда Судьба (пусть это и дядька в рясе, сразу видно, что Судьба любит Дэна Брауна), изменчивая Счастье/Сумасашествие, молчаливое Страдание, капризная Страсть, эскапистское Сокрушение (в оригинале - Dream, Death, Destiny, Delight/Delirium, Despair, Desire, Destruction)

Поначалу ажиотаж вокруг серии не понимаешь, - да, интересные раскадровки, стили рисования в разных выпусках - один другого краше, сам Dream-Морфей - таинственный, и мрачный, и меланхоличный протагонист, но должно было быть ещё своеобычнее, ещё метафизичнее, ещё диалогичнее (не по Гегелю, а по диалогам). Тем не менее, исправно читаешь выпуск за выпуском, восхищаешься умелым стилизациям и широким познаниям Геймана, простирающимися от египетской мифологии до европейских сказок, от Шекспира до Мэри Поппинс.
А закончив чтение и перебирая запомнившиеся истории, понимаешь, что едва ли не каждый выпуск предлагает тебе что-то оригинальное, каждому персонажу дана собственная история, и монументальность и талантливость всего труда неотъемлимо вошла в твою память и жизнь.

Мистика в Sandman лишена загадочности, таинственности, и редко используется для объяснения возникших в сюжете вопросов загадок.
Возможно именно поэтому обычные (т.е. не обладающие никакими сверх-способностями, обыденного в них мало) люди во вселенной Sandman'а зачастую получаются намного рельефнее и интереснее фантастических - за каждой фразой, умело очерченной деталью открывается новая дверца в характер персонажа, Гейман ходит по узкой грани между стереотипом и уникальностью, умело сочетая узнаваемое и непредсказуемое.

В общем, любителям серьёзных и вдумчивых развлечений, вроде перечитывания Пруста, - настоятельно рекомендуется. А если вы не читали "В поисках потерянного времени" - не теряйте время даром на эстетствующего мёртвого француза, убейте его (т.е. время) в объятиях Морфея (в смысле Sandman'а). Хотя бы будете знать, что это за тёмноволосая приветливая девушка вас встречает, когда родственники времени завершат свою вендетту.

P.S. Проект по переводу Sandman'a на великий и могучий располагается здесь:
http://sandman.vne.ru

На данный момент переведено 12 выпусков. К своему делу энтузиасты явно подходят с любовью и заботой, за что им огромное спасибо.

2 комментария:

  1. Прочитал первый выпуск и не могу сказать, что впечатлился. Идея может и интересная, но... Что-то не цепляет, слишком скучный образ у этого "Сна". Интересно было только про людей, заражённых сонными болезнями, но как я понял, это просто декорация для одного выпуска. Ну и стиль рисования местами был мне не по вкусу. Так что я не оценил ;-)

    ОтветитьУдалить
  2. Как раз недавно просматривал первый выпуск, и был удивлён тому, что почти ни одна сюжетная линия, ни один намёк не оборвётся и не бывает тут на один выпуск. Линия со спящей красавицей так вообще будет развиваться до самого конца.
    Я лично по-настоящему вошёл во вкус только к концу Прелюдий и ноктюрнов + №8, и первые две серии выпусков действительно нарисованы несколько стандартно-4хцветно, как обычные комиксы, а дальше становится интереснее - но дальше ещё и не перевели.

    ОтветитьУдалить