четверг, 2 апреля 2009 г.

Oh Danny Boyle (the pipes, the pipes are calling)

В преддверие показа обласканного ласками "Миллионера из трущоб" по Первому каналу (пятница, 21-30), я решил взглянуть на фильмографию Дэнни Бойла своим пристальным глазом, и поделится своими наблюдениями о его фильмах с тобой, дорогой дневник, а ты уж расскажи остальным, но не забудь указывать авторство.

Shallow Grave (1994)

Полнометражный дебют, в котором уже намечаются главные особенности стиля.
Главные актёры - Эклстон, Макгрегор - ещё не раз встретятся нам в последующих работах Бойла.
Как и не в последний раз режиссер затрагивает тему человечности, дружбы и встающих между ними мешков денег.

Этот мрачный малобюджетный триллер, начинающийся с того, что подселившийся к 3 друзьям сосед умирает естественной смертью, оставив под кроватью кругленькую сумму, и наивные молодые люди решают избавиться от тела, но не от сомнительных денег. Разумеется, не проходит много времени перед тем, как они начинают подумывать о том, как бы избавиться и друг от друга.

Отличные актёры, хороший сценарий, замечательный режиссёр, умеющий обратить недорогую картинку в художественный прием - в итоге получился очень приличный дебют, сочетающий в себе черты авторского и коммерческого кино, комбинация, которую Бойл доведёт до совершенства в "Миллионере из трущоб".

И ещё, характерные для некоторых хорроров 80ых синтезаторные пады - лучшая музыка для триллеров, они не просто пугают резкими звуками и приближением возможности резких звуков, а создают обволакивающе-неестественную, одновременно некомфортную и пассивную атмосферу, идеально сочетающую постоянное напряжение и расслабленность, и режиссёр может воздействовать на зрителя так, как считает нужным, почти не меняя музыкальное сопровождение.

Trainspotting\На игле (1996)

Один из известнейших фильмов Бойла, который, тем не менее, так и хочется назвать культовым - вновь о дружбе и деньгах по роману Ирвинга Уэлша. Бойл ставит на открытость и бескомпромиссность независимого кино и... завоёвывает всемирный почёт и признание. Режиссёрская изобретательность Бойла проявляется тут в полной мере, особенно отмечу тот факт, что для изображения жизни наркоманов Бойл использует подчёркнуто сдержанную манеру, по минимуму используя фильтры и необычные техники съёмки, которые так раздражают меня в "Реквиеме по мечте".
Великолепны и актёры, из которых особенно выделю Роберта Карлайла. Ироничный и броский, этот фильм стал одной из вершин творчества Бойла. Не умолкают и слухи о продолжении - литературный материал имеется, а Бойл полушутя полусерьёзно обещает взяться за проект, когда актёры естественным образом состарятся для ролей.


A Life Less Ordinary (1997)

Комедия о липовом похищении дочки миллионера доведённым до отчаяния уборщиком. Последнего увольняют из компании, так как его работу не в пример эффективнее способен выполнять робот. Робот, конечно, не может писать плутовской роман в рабочее время, но это компанию устраивает.
Главный герой фильма, в исполнении Макгрегора, в отместку похитив дочь(Камерон Диаз) своего работодателя, не знает, что делать дальше. Тут ему на помощь, в обмен на долю выкупа, приходит его заложница, имеющая несравнимо больший опыт в этом деле, пусть и с другой стороны сделки. В свою очередь им на помощь прямиком
с Небесной канцелярии спускаются два спец. агента в белом.

Своеобразный, хотя и несколько перегруженный и уверенный в том, что он ровня творениям братьев Коэнов сценарий не позволяет, несмотря на находчивую режиссуру и хорошие актёрские работы, этому фильму встать в ряд с лучшими вещами Бойла. Характерное сочетание высокого и не высокого кинематографа здесь смотрится как неуверенность в избранном направлении. Тем не менее, это довольно интересная и местами нестандартная комедия-роуд-муви о, опять же, любви и деньгах.

The Beach/Пляж (2000)

Я твёрдо убежден, что у каждого интересного режиссера один фильм стоит оставлять непросмотренным. Это позволяет одновременно быть достаточно осведомленным о его карьере, смотреть все новые работы, но вместе с тем оставлять его фильмографии немного таинственности, сохранять в запасе что-то, что только предстоит посмотреть в будущем. И The Beach, первая совместная работа наиболее симпатичного мне тандема Бойл-Гарланд, остаётся для меня этим "запасным" фильмом, который я оставляю "на потом".

28 Days Later/28 дней спустя (2002)

Вирус, разрабатываемый в лабораториях на макаках (видимо тех, что не смогли освоить печатные машинки), сами того не ведая выпускают на волю борцы за свободу животных. Очень скоро большая часть населения планеты превращается, грубо говоря, в красноглазых зомби, зараженных бешенством и набрасывающихся на все отличающиеся от себя виды, передавая им свою болезнь. Остатки незараженных людей вынуждены скрываться и выживать в условиях установившейся анархии. Один из таких людей, Джим, просыпается после операции в опустошенной больнице, и в недоумении выходит на вымершие улицы Лондон. За его злоключениями и следит съёмочная группа Бойла, как будто документирующая происходящие с главным героем события на цифровую камеру.

Великолепна и удивительно атмосферна картинка. Потрясающе продуман и детализирован сценарий, переключающийся между жанрами хоррора, роуд-муви и боевика. Изумителен Киллиан Мёрфи.

Это мой любимый фильм Бойла - нигде больше он не создавал подобной вязкой, уникальной атмосферы, нигде не задавался вопросами о человеке и человечности в такой увлекательной и непретенциозной форме, чем в этом фильме, наполненном живыми мертвецами-монстрами и чудовищами внутри людеи. В нескольких словах - Шеф д'овр Бойла и Гарланда.

Millions/Миллионы (2004)

Или "Миллионер не из трущоб". Главный герой фильма, семилетний мальчик из английской глубинки, хоть и проводит достаточно времени в домике из картонных коробок, не живёт в нищите, просто для него этот домик у проходящей мимо железной дороги служит местом уединения, где никто не мешает ему воображать истории из жизни святых, которыми он активно интересуется, и мечтать о том, как поступил бы он, если бы ему представилась возможность совершить чудо. Но однажды его маленькая часовня оказыватеся разрушенной сброшенной с проходящего поезда спортивной сумкой, до отказа набитой скоро выходящими из употребления фунтами (на самом деле англичане до сих пор не уступили свою валюту). И наш герой спешит творитьдобрые дела, в то время как посвященный в тайну предприимчивый старший брат начинает подозревать, что за деньгами обязательно кто-то вернётся, и не факт, что это будут добрые люди из налоговой.

Этот похожий на рождественскую историю фильм подкупает своей непосредственностью, сентиментальностью, прекрасной игрой юных актёров и сочной, красочной картинкой.

Sunshine/Пекло

3 любимых фантастических фильма Бойла и Гарланда - 2001: Космическая одиссея Кубрика, Солярис Тарковского и Чужой Ридли Скота. Все эти влияния легко прослеживаюся в этом замечательном фильме-попытке вернуть научную фантастику без бластеров, взрывов и космических сражений на широкие экраны. Взрыв в фильме запланирован только один, - Икар II (оптимистичнее некуда) несёт на своём борту ядерную бомбу, чей взрыв должен "перезапустить" гаснущее Солнце, и тем самым спасти мир на нашей маленькой голубой планете. Любители сай-фая - не пропустите.


И немного о концовках у Бойла - на первый взгляд многие из них казались мне чересчур предсказуемыми и "правильными", но со временем понимаешь, что кавычки у слова правильные в данном случае излишни. В конце концов, закончить серьёзный фильм на мрачной ноте, оставив эмоциональный шрам в памяти зрителя - уже давно стало клише. Куда сложнее, дав истории полноценное завершение, не закрыть будущее персонажей счастливой концовкой, после которой все будут жить долго и счастливо, а поставить новые вопросы в их дальнейшей, внеэкранной жизни. Дэнни Бойлу это, на мой взгляд, удаётся - а, значит, его фильмы живут и будут жить, пока экономика не обрушит продажи DVD и Blu-ray окончательно.

1 комментарий:

  1. Интересно, многие фильмы стоит посмотреть (хотя про теже 28 дней я и так знал, что стоит, но... не посмотрел :)). У меня с тобой как раз обратная ситуация - из перечисленных я смотрел только Пляж и тот без особого интереса и по телевизору. Но надо признать, что идеи всех фильмов очень интересные, да. Правда у кого-то там точно есть навязчивая идея "большой суммы денег", которая фигурирует в каждом втором фильме :D

    ОтветитьУдалить