четверг, 23 апреля 2009 г.

Jarvis Cocker "Further Complications"

"I never said I was deep, but I am profoundly shallow
My lack of knowledge is vast, and my horizons are narrow"
Меня всегда забавляла мысль, что сотни блоггеров, расписывающих в своих, хм, блогах собственные ощущения от свежевыложенных во всемирную сеть релизов, фактически признаются в совершении кражи. Наша сила - в количестве, пока мы не едины - мы непобедимы, доказано партизанами. Че, Гевара, но пасаран? - как подсказывают мне незнакомые голоса в моей голове. Ещё они иногда, видимо, по старой памяти, просят бананов.

Итак, новый альбом Джарвиса Кокера, человека, оскорбившего Майкла Джексона и чувство вкуса не одной леди своими виршами в составе ВИА "Pulp", под названием Further Complications.


Одним, как Нилу Хэннону из The Divine Comedy, удаётся спрятать вызываемые излишком остроумия колкости под безобидным фасадом, другие же, как наш сегодняшний герой, выставляют их напоказ.

И если сладкоголосый Нил чаще обращается к верхним разделам головного мозга и смысл его музыки ускользает от некоторых видов птиц и макак, то Джарвис иногда предпочитал обращаться и к сердцу, потому что уж оно-то есть у каждого живого млекопитающего, даже самого бесчувственного. Особенно удалось задеть струны человеческой души своими грязными руками Кокеру с песней "Common People", удачной разработкой пьесы американского композитора Аарона Копланда "Fanfare for the Common Man".

С тех пор много времени утекло c полотен Сальвадора Дали, группа Pulp уже который год находится в статусе "у нас перекур, но вы только посмотрите теперь на Блюр(ещё одна из причин, почему Блюр - это вам не Битлз), мы ведь тоже никогда не говорили никогда", а Джарвис решил последовать совету из собственной песни I Spy, и поселился во Франции, где вымачивал свою бороду в лучших французских винах, отчего она и стала такой мягкой и шелковистой.

Когда-то, записывая последний на данный момент альбом в дискографии Pulp, Кокер осуждал ностальгию по 60ым, и старался найти новый путь, сотрудничая с закатившейся звездой Скота Уокера из некогда не менее популярной, чем Битлз, группы The Walker Brothers, примечательной тем, что никого из группы родители не назвали Уокер и братьями участники тоже не были("ах, как это иронично, уходить от шестидесятничества с шестидесятником", - воскликнет пришедшая после Common People и антракта дама - но мы отведём её в уголок и дадим послушать "Songs of Love" The Divine Comedy, время от времени похихикивая в кулачок).

======================================
лирическое отупление -------------- линия отрыва
======================================


Ах, какое было время в эти шестидесятые! Почти каждая мало-мальски приличная группа без претензий вписать своё имя в вечность была хотя бы раз не менее популярна, чем второй состав The Quarrymen. Особенно старалась противопоставить хоть что-то длинноволосым("Когда вы последний раз стриглись?" спрашивали у Харрисона. "Да буквально вчера", - отвечал он.) бестиям из Ливерпуля жители Соединённых Штатов. Даже если не вспоминать таких гигантов, как The Beach Boys, не справившихся с погоней за Полом и Джоном, наберётся с десяток групп, соперничавших с Битлз если не по музыкальности, то по популярности.

Одними из самых интересных были The Monkees. Они даже ухитрились снять абсурдистскую полнометражку с собой в главных ролях, и, должен заметить, перещеголяли столь любимые народом A Hard Day's night и Help! Не зря юмор изначально собранной для ТВ-шоу группы сам Леннон сравнивал с братьями Маркс(тут должно быть отступление в отуплении о фильмографии братьев Маркс, но как нибудь в следующий раз, хорошо?). Их фильм "Head" превосходит битловские почти по всем показателям, кроме музыки, которая, правда, на удивление хороша. Но отставание в этом показателе они с лихвой окупают интересной режиссурой, и (не довершай удара!) актёрской игрой, самым слабым показателем Пола, Джона и Джорджа. А Ринго - все жё Стар.

===============================================
конец лирического отупления ------------------ линия отрыва
===============================================


Но теперь Джарвис решил не противиться неизбежному, и с большой любовью и мастерством воссоздаёт мелодии и ритмы зарубежной эстрады, от рок-н-ролла первых двух песен до диско последней. Заметны и отголоски глэма, VU и даже панка, к социальным комментариям которого Кокер всегда был неравнодушен. Песни уверенно следуют одна за другой, временами сменяясь ничем им не уступающими инструменталами (если Джарвис что-то и взял от поисков новых путей с Pulp - то это). Не в накладе останутся и почитатели его старой группы (благо басист Стив Мэки всё равно играет с бывшим фронтменом и по сей день) - некоторые песни, вроде великолепной I Never Said I Was Deep, не потерялись бы и на фоне лучших композиций с классических альбомов команды.

Тексты всё так же(если не более) хлёстки и остроумны, экспрессивный вокал всё так же скачет между глубоким баритональным речитативом и надрывным фальцетом.
Но именно I Never Said I Was Deep, вкупе с закрывающим диск трагическим диско о навсегда потерянной возлюбленной You're In My Eyes, дают понять, на что способен умудрённый годами певец.
И, если судить не по гамбургскому счёту, а по этим вершинам пластинки, у Джарвиса ещё хватает сил не только на безупречные стилизации, но и на настоящие шедевры, и собери он альбом из материала такого уровня, о нём вновь заговорили бы не только критики и ценители его творчества, но и широкая публика. А пока я буду наслаждаться идеальным, почти не способным разочаровать альбомом любимого исполнителя, и не подпускать к нему злобных рецензентов и прочую чернь.

P.S. Полюбоваться на Джарвиса, выкладывающего своё имя из больших пластиковых буковок и послушать самую заурядную песню на всём альбоме можно на официальном сайте. Хотя лучше послушайте Discosong.

3 комментария:

  1. Интересно было читать =)
    А я вот знаю Джарвиса по игре за команду Милли в ежах.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, Некатр, ты прав. =) Есть там и Джарвис, и Стив Мэки, и Марк Вэббер, и Кандида Дойл. А также все четверо участников "это вам не битлз". =)

    Ильич! Как я уже сказал, блог-пост великолепен, познавателен и интересен. Узнал много нового. Запомнил ли? Пока не знаю.=)

    ОтветитьУдалить
  3. А как же гитарист Рассел Сениор, с приходом которого в группу Pulp и стал тем самым Pulp, о котором многие услышали из этого поста впервые, и без чьих гитарных мелодий и ужасных попыток игры на скрипке немыслимы все главные хиты Палп, от Do You Remember The First Time до Common People.
    Жаль, что, после выпуска сингла Something Changed Рассел решил, что ему с группой больше не по пути.

    А Уэббер - это оказавшийся в нужное время в нужном месте председатель фан клуба Палп(чистая правда), нужно же было кого-то брать на вакантное место гитариста, вот и взяли человека проверенного, который таких фортелей, как Сениор, не выкинет.

    ОтветитьУдалить