четверг, 30 апреля 2009 г.

Плейлист - май 2009. Авант-поп

Самое название поджанра - авант-поп, уже наводит на определённые пародоксальные рассуждения. Авант же по-французски "перед", а поп на суахили и русском - зад.
Редко когда попытки во всём дойти до самой грани, а потом пуститься, безумно вопя и размахивая руками, дальше, пользуются популярностью. Но использовать идеи и структуры поп-музыки при этом никто не запрещает - отсюда и этот своеобразный жанр современной музыки.

Marcel Duchamp - Reseaux des stoppages ("Сеть остановок"), 1914


http://tempfile.ru/file/915408 114 Mb

И немного информации по исполнителям.

Тим Бакли - отец Джеффа Бакли, умер раньше, сделать успел больше своего довольно знаменитого сына(чью главную заслугу перед историей музыки я вижу в том, что его выступление косвенно привело к созданию песни Fake Plastic Trees). Обладатель удивительно своеобразной манеры использовать свои связки на полную. Начав карьёру как сладкоголосый фолк-певец, быстро сбился с праведного пути и ушёл в джазово-авангардные дебри. Открывающая подборку песня Starsailor с одноименного альбома - квинтэссенция его новаторского подхода к звучанию голоса. Песня Make It Right - пример одной из записей Бакли с джазовыми музыкантами, создающими вокруг гитары и вокала Тима затейливую полуимпровизационную вязь, за которой очень интересно наблюдать, погружаясь в густую, но расслабленную атмосферу музыки.

Трип-хоп исполнители, прокравшиеся в этот список (Tricky, Massive Attack, Portishead) все, как один - представители бристольской музыкальной сцены начала 90ых. Их звучание пропитано не только сэмплами из композиций самых различных жанров, своеобразно преломленными сквозь призму британской меланхоличности хип-хоп битами, но и особенным вниманием к джазовой гармонии.

Брайана Ино особенно представлять уже не стоит, скажу только, что его проект с лидером Talking Heads Дэвидом Бёрном использует отрывки радиопередач, вокальных партий со всех концов света, к которым музыканты создали запоминающееся и экспериментальное сопровождение. Также Ино был членом группы Roxy Music в начале 70ых, поучаствовав в создании первых двух альбомов, в которые привнес интересные электронные штрихи.

Скотт Уокер, начинавший карьеру в поп-группе, в сольной карьере от продолжения традиций богато оркестрованных песен в духе Синатры (см. Plastic Palace People) постепенно перешёл к самому настоящему авангарду(Psoriatic с великолепного, если вам такие композиции по душе, альбома 2006 года The Drift), сохранив, пусть лишь в самых общих чертах, песенную структуру и подход к построению мелодии на "хуках" поп-музыки.

Большую порцию подборки занимает музыка Дэвида Сильвиана, как сольного артиста, так и в составе группы Japan. Единственное пятно на репутации певца - вежливое отклонение приглашения участвовать в Кинг Кримзон, и это после нескоьких совместных работ с Робертом Фриппом и половиной состава легендарной группы того времени.

Сильвиан всегда тяготел к современной академической музыке, в его песнях часто можно услышать прямые цитаты из классиков авангарда. Так, в песне Ghosts Сильвиан использует нечто подозрительно напоминающее ранние опыты Штокхаузена в электронной музыке. Шарм этой песни сложно передать словами, стоит лишь сказать, что, несмотря на её спокойный темп, вкрапления атональности и отсутствик ударных, ей в своё время удалось добраться до 5 строчки британского хит-парада. Вот уж, действительно, авант-поп.

Про Чарльза Мингуса бесполезно пытаться что-либо сказать в паре предложений. Разве что то, что про Чарльза Мингуса бесполезно пытаться что-либо сказать в паре предложений. Композиция Goodbye Pork Pie Hat - это трогательное прощание Мингуса с замечательным саксафонистом Лестером Янгом, ушедшим из жизни в конце 50ых годов.

Все эти музыки перемежаются с чистокровной электроникой Афекса Твина и Амона Тобина, а также с ублюдочной полукровной электроникой Fennesz'а, которая, хотя и звучит аутентично, на самом деле является результатом очень своеобразной манеры использовать электрогитару на полную.

Также, чтобы совершенно сбить слушателя с толку, в плейлисте присутствует пара багателей Валентина Сильвестрова, известного современного украинского композитора. Самая известная багатель (т.е. "шутка") для фортепиано в мире - это, наверное "Fur Elise" Бетховена, ля-минор, произведение без опуса под номером 59 (какое хорошее название для какой-нибудь пост-модерновой пьесы). Но шутки у Сильвестрова всё больше печальные и задумчивые, его стиль часто характеризуют словом "постлюдия" - то, что остаётся, когда основная часть музыки уже прозвучала, отзвук, кода, послесловие к наследию классической музыки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий