среда, 16 сентября 2009 г.

Мой научно-фантастический роман, или Азы Sci-Fi "B"

Даже удивительно, насколько некоторые буквы алфавита богаты на замечательные образцы научно-фантастического киностроения. Некоторые же (я на вас смотрю, "N", что вы имеете предложить, кроме Natural City? Эх, не сняли "Новых приключений Электроника") - совершенно пост-апокалиптически пустынны, что тоже, к их чести, всё-таки вписывается в каноны sci-fi.

Буква "B" же берет не столько количеством, сколько качеством. Судите сами:

Brazil (1985)



Антиутопический фильм Терри Гильяма, написаный заодно с не последним драматургом планеты Томом Стоппардом. Самая известная пьеса последнего, "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", является своеобразным пост-модернистским перепрочтением не столько Гамлета, сколько "В ожидании Годо", беря за основу букву Шекспира, но дух Беккета. Подобный же подход, как мне кажется, Стоппард и Гильям применили в этой картине к "1984" Оруэлла (и всего-то на год опоздали с выпуском!).

Количество разной степени неуспешности экранизаций этой культовой книги велико, но душок загнивающей изнутри бюрократической машины, в которой свобода остаётся только в сновидениях, лучше всего удалось передать именно "Бразилии".

Рассказывая о побеге главного героя из абсурдно-безысходной окружающей реальности, фильм заканчивается одним из самых леденящих хэппи-эндов в кинематографе, не забывая, однако, и развлекать зрителя на пути к нему. Повествование от первой до последней минуты изобретательно, наполнено своеобразным юмором, иронией и колоритнейшими персонажами. Оригинален и визуальный стиль (излишний комментарий, если вы видели хотя бы один фильм Гильяма, но всё же), мастерски противопоставляющий бытовое и фантастическое.

Название фильм берет у проходящей красной нитью через всю картину песни Карлоса Антонио Джобима "Brazil", и это неслучайно. Музыка, написанная Майклом Кейменом (человеком, подарившем нам, помимо всего прочего, все аранжировки на "Стене" Пинк Флойд), почти полностью выстроена на материале этой мелодии, и создает совершенно уникальное сопровождение происходящему на экране. Фантазия композитора кажется поистине неистощимой.

Подводя итоги вышесказанному, хочется пересмотреть фильм прямо сейчас в десятый раз, но наша реальность всё же не так невыносима, чтобы окончательно бежать её.

Blade Runner (1982)


Сразу скажу, что видел фильм в единственной верной версии - окончательно-режиссерско-блюрейной, не могу и не хочу смотреть другие, по той простой причине, что эта мне кажется совершенством.

И ещё один пример того, что, взяв литературное произведение, только не оставив от него камня на камне можно сделать нечто, превосходящее оригинал.

Картинка "Blade Runner" настолько *не смог подобрать эпитет*, что вызывает чувство дежа вю даже если никогда не слышал слова "киберпанк". Герои скупы на слова, объяснения и эмоции - слез ведь всё равно не увидишь под непрерывным дождем, омывающем нижние ярусы мегалополиса.

Харрисон Форд никогда не был так серьёзен и хорош, музыка Вангелиса - так же ярка, режиссерская рука Ридли Скотта никогда не была тверже.

Ощущение невероятной продуманности и внимания к деталям заставляет снова и снова возвращаться к этому невероятному полотну, искать новые грани и различия между людьми и человекоподобными до мелочей репликантами, которые, как и мораль фильма, размыты и открыты для трактовки. Именно в ощущении собственной, уникальной и полноценной вселенной, где на все вечные вопросы можно взглянуть под несколько иным углом, и кроется главная сила фильма.

A Boy And His Dog (1975)


Будучи частью поколения, которое уже по названию(а уж особенно по первоначальному его варианту - Psycho Boy & His Killer Dog) готово кричать "Фоллаут!" и лишь ждёт моей отмашки, сразу скажу - да, он самый, our SPECIAL game. Действие происходит в пост-апокалиптических пустошах, в которых главный герой и его говорящая собака (общаются они телепатически, разумеется, у нас же не -тьфу-тьфу- фэнтези!) охотятся на съестные припасы, девушек, и патроны, которые нужны, чтобы охотиться на съестные припасы, девушек и патроны. И отстреливаться от мутантов-культистов и себе-подобных. И проникать в подземные убежища кровожадных социалистов, которые, вот так парадокс, не хотят ничем делиться с кем попало.

Стоящая за сценарием фильма фигура Харлана Элиссона - без преувеличения легендарная, и его фирменный черный юмор и почти садистская бескомпромисность, вместе с молодым Доном Джонсоном, когда он ещё не охотился на маньяков, а сам был не прочь поразвлечься на экране подобным образом, делают фильм запоминающимся и безусловно интересным, пусть лишь для ограниченной(во всех положительных смыслах) аудитории.


Также достойны упоминания, но рука бойца писать устала: Back To The Future (ноу комментс), Bill & Ted's Excellent Adventure (про путешествия во времени простого пацана Киану Ривза, которому нужно готовиться к контрольной по истории, или придется распрощаться с мечтой о хард-рок группе. Но мы-то знаем, что это всё Матрица, правда?).

"C" you next time...
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

2 комментария:

  1. Ну наконец-то! Я ждал, когда ты возьмешься за вторую часть, не "Чужим" же единым, право слово :)

    Brazil надо будет непременно посмотреть. А Back to the Future и правда не нуждается в представлении :)

    ОтветитьУдалить
  2. Дико интересно, жду С!
    Хотя тяжело читать про "Бегущего" и осознавать, что сам не можешь так понять и написать :(

    ОтветитьУдалить