четверг, 4 февраля 2010 г.

Плейлист - февраль 2009. Конструктивная критика




Сегодняшняя подборка объединяет искусство первой половины XX века, которое в своё время опрометчиво назвали "модернизмом", как будто мир должен был вот-вот кончиться, и дальше ничего не будет. Что, в некотором роде, было недалеко от истины. 2 мировые войны и пожар всемирной революции, который загнивающим империалистам удалось локализировать в пределах России, оказали на искусство неудивительно большое влияние.

Однако противовесом ощущению, что мир рушится на глазах, было ощущение, что разрушив старый мир до основанья, человечество сможет выстроить на обломках лучший, светлый мир будущего. Мощь и вера в прогресс, наравне со смелой ломкой традиций, сквозит как в изобразительном направлении конструктивизма, так и в творчестве многих композиторов того времени.

"Архитектурные фантазии" Якова Чернихова, составляющие визуальную часть подборки, выглядят футуристично даже сегодня, хотя со времени их создания прошёл без малого век. Это эскизы, сочетающие лаконичность и строгость с ярким и уникальным воображением, и если архитектура - это застывшая музыка, то Чернихову принадлежат одни из самых ярких конструктивных мелодий. Множество работ этого замечательного художника-архитектора можно найти на этом сайте.

Нечто подобное наблюдается и в модернистской музыке. С одной стороны - сбрасывания с парохода современности старых форм и правил, с другой - попытка найти новый язык для общения уже не с аристократией, а с массами. Особенно это заметно у советских композиторов, чьи шаги в этом направлении не всегда были добровольными, но талант музыкантов справлялся с любыми сложностями, поставленными властьпридержащими. Их сложность - лишь на поверхности, сами же идеи и чувства, вложенные в эту музыку, наверняка ближе многим из нас, чем прекрасные мелодии классических композиторов.

Это музыка сомнения, смятения, неуверенности и надежды. Она написана и сыграна людьми для людей, даже если описывает машины.

3 комментария:

  1. Прекрасный пост и прекрасная подборка, я под впечатлением! И ни одного коммента... Странно.
    Первым делом, хочу согласиться, что такая музыка воспринимается намного доступнее и понятнее, большинства классических мелодий. Нет, правда, тут всё звучит, как разговор, о вынуждённо земно-техническом, о необходимости вращении механизма... Иначе никак, но было бы лучше, если бы таких разговоров заводить не приходилось.
    Пока слушала, то и дело вспоминала "Метрополис", прям чёткие сцены из него возникали в мозгу.

    Но, так, когда в первый раз в 5 утра слушала, даже записывала впечатления по трекам отдельно, правда, даже слишком эмоционально выходило, как будто внутри всех тех событий находишься.) Мне, конечно, такое восприятие и кажется, самым правильным, но всё же...
    Немного отредактировав, взглянув со стороны, попробую прокомментировать каждый трек.

    Paul Hindemith – Kammermusik Nr. 1 op.24,1 - l. Sehr schnell und wild -- очень хорошее вступление, задающее тон всей остальной подборки. Как тому и положено проносится мгновенно, неуловимо.

    Arthur Honegger – Pacific 231 -- здесь чувствуются поиски, уверенность что что-то найдётся, несмотря на то, что сам путь неизвестен. Это страшно и странно, слышны звуки шагания в поломанных ботинках по железным зарослям и огибание гор. Но всё кончается не очень оптимистично, не хватает еды, воды, да и народ разбегается. Все остаются одни, никто никого не видит.

    Alexander Mosolov – Zavod (Iron Foundry) op. 19 -- тут как будто продолжается эта тема. Слышится грохот станков, стоны мастеров, непонимающих зачем они здесь и что им надо создать. Какая-то бесмысленность во всём этом есть, нежелание здесь находиться. Хочется послать к чёрту эти кандалы и механизмы и найти что-то новое... Ураган отчаяния, который хоть и смолкает, но не прекращается.

    Stravinsky - The Rite of Spring - Part II, The Sacrifice - Sacrificial Dance -- и всё по-новому. Но теперь на природе, а настроения - те же. Всё такое мрачное и угрожающее. Нигде нет покоя. Особенно здесь, среди массы неприрученного и малоизученного. Опять пытки, причём, в мире естественном, невыдуманном настоящем. Где нет никакой безопасности. О_о И никак не укрыться... Снова этот знакомый ветер. Как страшный беспокойный сон, но всё наяву. Хочется прекратить этот шум.

    Sviridov - Little foxtrot -- тут такое впечатление, что дают передышку, отчего недоумеваешь Ведь привык к постоянной борьбе, что повсюду враги, зачем свет, если кругом тьма. Так что, в это всё не верится, воспринимается как шутка. Несмотря на то, что в принципе, нравится, но всё-таки непривычно, и не покидает мысль, что скоро оно исчезнет.

    Arnold Schoenberg - VI. Lied (ohne Worte) -- тут нечто похожее, кажется, что решили убаюкать, и это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Где-то должен быть подвох.

    Olivier Messiaen - Theme et variations pour violon e piano (1932) - Theme. Modere - в этом треке тоже есть что-то неуловимое, но вместе с тем выразительное, со свойственной скрипке пронзительностью. Но похоже не очень серьёзное, больше похоже отголоски чего-то большого, а не само оно.

    ОтветитьУдалить
  2. Bela Bartok - Prelude -- хм, а тут чувствуется нечто похожее с предыдущим треком, но с еще большей всеувеличивающейся мощностью. Звучит как предупреждение об угрозе, окончании перерыва. С напоминанием о былом.

    Dmitri Shostakovich - Symphony #10 in E Minor, Op.93 Allegro - в этой композиции слышен грохот, дрель и молоток, чтобы бить, измять, разрушить, стереть до основания. И даже не очень явно что - то ли всё живое, то ли механизмы... Есть тут какое-то безумие, суматоха.

    Sergey Prokofiev - Symphony No.5 in B flat major, op.100: 2. Allegro Marcato -- кажется, более спокойно и уверенно на всё это смотрит, хотя и чувствуются нотки смятения и непонимания, получающие своё развитие. Но света и надежды здесь больше, даже часто природность чувствуется, хотя и городская. И беззаботность, желания забыть там какие-то проблемы, пойти подышать свежим воздухом, понаблюдать как делают что-то хорошее и полезное, самому в этом поучаствовать. Но всё же, что-то идёт не так гладко, чувствуется какое-то давление, необходимость кому-то угождать, вне зависимости от желаний. В итоге, тоже не всё так по-доброму заканчивается.

    Sviridov - Time, forward! -- это вообще О.о. Не случайно, наверное, некоторые типа меня, в детстве боялись заставку одних из новостей, с набегающими конями. >_< Пробирает-таки, да! Так и старается, нагнетать атмосферу, запугивать. Даже пытать. О.о И, кажется, еще что за счёт той повторяющейся страшной темы, у этой композиции формат несколько в стиле "куплет-припев-куплет-припев etc".

    Charles Ives - The Unanswered Question -- хм, этот трек едва слышно... Но он также таит в себе напряжённость всего, что уже было, и как бы старается избавиться от этого, очиститься. Он не хочет создавать шума, которого и так много, а хочет закончить это всё, прекратить, хоть толком и не поняв к чему и зачем он пришёл.

    Вот. >_<

    Да, и "Архитектурные фантазии" тоже выглядят очень здорово. Такие чёткие, необычные, сдержанные. И вместе с тем, в таких цветах есть даже что-то сюрреалистичное, психоделичное.)

    В общем, крайне интересно тут всё, спасибо, Ильич. Надеюсь, когда потомки будут раскапывать сервера блоггера, наткнутся именно на эту страничку. =)

    ОтветитьУдалить
  3. Пусть теперь Милли попробует заикнуться, что это я пишу самые обширные и интересные комментарии. Спасибо. =)

    ОтветитьУдалить